Российская энергетика как фундамент благополучия страны. Аналитический обзор
Энергетические ресурсы, несомненно, являются «кровью» мировой экономики. От их поставок зависит существование всех цивилизованных стран, не имеющих собственных месторождений. Энергетические ресурсы – это работа двигателя в автомобиле, бесперебойное функционирование тепловой электростанции и тепло в домах граждан. И здесь одну из ведущих ролей играет топливно-энергетический комплекс Российской Федерации.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является ключевой отраслью экономики Российской Федерации. Достаточно сказать, что 70 процентов промышленности России выполняет заказы и соответственно живет благодоря ТЭК. На его продукцию, т. е. энергоносители, приходится 65% экспорта страны.
Все это позволяет говорить о том, что Россия была, есть и будет энергетической сверхдержавой, а топливно-энергетический комплекс будет важным источником экономической и политической силы страны.
Энергетические ресурсы являются мощным политическим инструментом. Они могут стать как «цементирующим» фактором роста сотрудничества между странами СНГ, так и привести к негативным, центробежным процессам. В поставках топлива в постсоветские страны Российская Федерация переходит к рыночным принципам взаиморасчетов. Продажа энергоресурсов по ценам, близким к европейским, дает возможность российскому правительству прекратить субсидирование промышленности стран бывшего СССР. Беря под контроль единую систему трубопроводов, РФ совместно со странами ближнего зарубежья могла бы согласовывать управление и проводить скоординированную ценовую политику.
Страны СНГ играют значительную роль в энергетической политике Евросоюза и США. Так, США проводит политику внедрения своих компаний в страны, имеющие богатые месторождения нефти и газа, в том числе возле границ РФ. Это представляет угрозу энергобезопасности страны. Этому можно противодействовать стратегией энергосдерживания с защитой своих интересов на всех уровнях. Желание ЕС начать переговоры со странами СНГ для создания транспортной инфраструктуры газа, минуя РФ, можно нейтрализовать, предложив ЕС создание единого рынка газа и его транспортирования в странах СНГ.
В связи с активной политикой Запада РФ следует заявить о своих интересах на территории бывшего СССР и о вероятности участия «Газпрома» в разработке и внедрении проектов в постсоветских странах.