Компьютер и дети. Купить или нет?
Без этих машин большинство людей своей жизни уже не мыслят. В США, например, переживших компьютерный бум, эти технологи проникли во все сферы деятельности человека, а дети, семьи которых решили купить компьютер, приобщаются к нему буквально с пеленок , становясь не плохими пользователями к школе.
Все бы было хорошо, но когда речь идет о малышах, возникает много дополнительных вопросов. Поскольку у нас компьютерный бум только начинается, интересно посмотреть на чужой опыт в этом деле.
В Америке компьютеры интенсивно используются в школьном образовании. Интересно, что в учебных программах американских школ, отсутствует такой предмет как информатика. Школьники за океаном учатся быть просто грамотными пользователями, а не программистами. Компьютер используется в школе в основном для лабораторных занятий, для проведения тестирования или доступа в Internet.
Обучающие компьютерные программы созданы буквально по всем предметам. Кстати, американские учителя серьезно взволнованы тем, что дети, играющие в видеоигры и привыкающие к такому развлечению, его же ожидают и в процессе обучения. Обучающие специальные программы не так интересны ,как игры и поэтому воспринимаются как скучные.
Американские психологи активно изучают характер влияния компьютеров на физическое и психическое развитие детей. Результаты исследований обобщаются в статьях и книгах. Специалисты сходятся на том, что компьютеры все-таки могут таить опасность для здоровья детей, если не контролировать время пребывания у монитора.
Ситуация усугубляется тем, что ребенок – не взрослый. И часто не говорит о своих недомоганиях и проблемах со здоровьем. Американская академия педиатрии (ААР) рекомендует ограничить суммарное время пребывание перед монитором, телевизором и видеомагнитофоном для детей старшего дошкольного возраста до 1-2 часов в день. Малышей же до 4 лет допускать до компьютеров американские специалисты вообще не советуют.
Психологи подходят к проблеме «компьютер и дети» с точки зрения тех задач, которые малыш решает на каждом возрастном этапе своего развития. Например, в возрасте от 4 до 7 лет основная деятельность ребенка - игра. В этот период очень интенсивно развивается внутренняя психическая жизнь малыша: он фантазирует, любопытствует и постепенно овладевает контролем над своим поведением. Появляется активное стремление к самостоятельной деятельности. Малыш совершенствует речевые функции, учиться планировать свои действия, а также понимать чувства других людей. Поэтому американские психологи считают, что в этом возрасте для детей актуальнее «живые» игры, а не компьютерные. Именно такие игры, а особенно если они проходят на свежем воздухе, благотворно влияют на нервную систему, развивают во всех отношениях ребенка.
Игры с песком, глиной, водой развивают мелкую моторику рук, благотворно влияют на речь, дают заряд положительных эмоций. Только в живых играх с другими детьми осваиваются правила человеческого общения.
Ни один компьютер не может дать ребенку непосредственного эмоционального общения, которое происходит со сверстниками, родителями. Удивительные возможности, которые открывают компьютерные технологии, очевидны. Но явны и ограничения. Доктор Луис Б. Герстер описывает их так: »Компьютеры - могущественные орудия для воплощения наших мечтаний. Но они никогда не заменят мечтателей. Ни одна машина не может заменить человеческой искры: души, сострадания, любви и понимания.»