Как заниматься с дошкольником самостоятельно

Дошкольники – это дети в возрасте 4-5 лет. Характерной чертой детей этого периода является их повышенная любознательность. Пожалуй, ни в каком другом возрасте она не достигает такого уровня, как в этом. Причиной тому есть «родившееся» в возрасте около 3 лет самосознание, когда ребенок вдруг осознает, что является не просто частью этого мира, а отдельной его частью, субъектом. Он начинает понимать, что может влиять на этот мир, но для начала ему следует его хорошенько изучить.

Благодаря своей любознательности дошкольники никогда не отказываются посетить новое место, всегда на ура встречают новые игры и забавы, а также любят изучать мир с помощью разнообразных обучающих и развивающих занятий. Существует огромное количество таких занятий (например, на сайте https://childdevelop.ru). Если родители хотят всесторонне развивать своих детей, им стоит использовать эти занятия, предлагая их  детям регулярно.

При выборе обучающих занятий, родителям нужно учитывать два важных момента:

  • Направленность обучающих занятий. Все обучающие занятия направлены на развитие тех или иных психических явлений: ощущения, восприятия, памяти, мышления, внимания, речи, представления, воображения, воли, эмоций. В некоторой степени обучающие занятия влияют также и на формирование свойств личности ребенка: характера, способностей, самосознания, потребностей, мотивов, ценностей, мировоззрения и прочее. Эти психические явления в свою очередь также имеют разные виды, формы. Например, внимание бывает произвольным и непроизвольным, а память – зрительной, слуховой, эмоциональной, моторной и т.д. Обучающие занятия стоит подбирать таким образом, чтобы была возможность развивать все виды и формы всех явлений психики ребенка. К счастью, большинство обучающих занятий могут одновременно развивать сразу несколько психических явлений.
  • В отдельную группу можно выделить обучающие занятия, направленные на ознакомление ребенка с миром. Они учат тому, например, какие бывают профессии, животные, растение, времена года, праздники, как пользоваться часами, для чего используются те или иные предметы, какова связь между явлениями и многое другое.
  • Возраст ребенка. Стоит давать ребенку те обучающие задания, которые он может осилить в его возрасте. Существуют определенные нормы развития психики людей разного возраста. Эти нормы предусмотрены специалистами, создающими те или иные обучающие занятия. Родителям остается лишь выбрать обучающее занятие согласно возрасту ребенка.

Если занятие, которое подходит ребенку по возрасту, ему не удается осилить, родителям можно помочь ребенку с помощью подсказки. Но не стоит бросаться на выручку сразу. Дайте ребенку немного времени поразмыслить. Это хорошее качество в любом возрасте. Скажите: «Подумай еще. Не спеши. У тебя все получится».

В том случае, если в ребенка возникают трудности с решением многих обучающих задач, подходящих ему по возрасту, стоит обратиться к детскому психологу. Он проведет тщательную психодиагностику, чтобы выявить причины такого положения дел. Возможно ребенок отстает в развитии. В таком случае выполнение обучающих занятий стает уже не просто желательным, а необходимым мероприятием с целью ранней коррекции психического развития.

Если ребенок без особого труда решает обучающие задания, подходящее ему по возрасту, не стоит толкаться на одном месте, а нужно давать ему задания, рассчитанные на детей более старшего возраста.

Если вы только начали заниматься с ребенком при помощи обучающих занятий, у вас может возникнуть вопрос: какие задания выбирать в первую очередь? С чего начать? Развитие психики человека проходит четыре стадии: сенсорную (стадия ощущений), перцептивную (стадия восприятия), интеллектуальную (стадия мышления) и стадию сознания. Казалось бы, для начала стоит давать ребенку обучающие задания, направленные на развитие ощущений, потом – на развитие восприятия и т.д. Но для дошкольника это уже не имеет никакой разницы, ведь к этому возрасту у него уже сформированы (в норме) все психические процессы. Нужно только продолжать их развивать. Поэтому дошкольнику можно давать подходящее по возрасту обучающие занятия, направленные на развитие любого его психического процесса: восприятия, мышления, памяти и прочее.

Для обучающих занятий нужно внимание. У дошкольника оно непроизвольное. Поэтому обучающее занятие должно вызывать в ребенке интерес, быть ярким, красочным. При таком условии ребенок с радостью будет решать обучающие задания, показывая те результаты, на которые действительно способен. Но произвольное внимание дошкольнику также доступно, хотя оно сильно уступает непроизвольному. Произвольно дошкольник может удерживать свое внимание на выполнении задания 10-15 минут. Одного-двух обучающих занятий в день (не подряд) будет достаточно. Но они должны быть направлены на развитие разных психических явлений. Есть дети, которые берутся за исполнение обучающих занятий с большим интересом и рвением, чем другие. Им можно давать большее количество занятий на день, если они того хотят.

Но не стоит превращать обучающие занятия в обязаловку-принудиловку: давать ребенку слишком много заданий, требовать их выполнения, что-то за это обещая или, наоборот, отбирая за невыполнение и.т.д. Обучающее занятие должно восприниматься ребенком как игра, делаться с охотой и радостью.

По возможности давать ребенку обучающие занятия стоит в дневные часы, когда мозговая деятельность любого человека проходит наиболее активно. Вечер же лучше отдать стихам и сказкам. Не стоит думать, что это всего лишь «снотворные» занятия. При прослушивании стихов и сказок, у ребенка развиваются творческое воображение и эстетические чувства; улучшаются память, представление, внимание; обогащается словарный запас; множатся знания о мире (о разных предметах, животных, природных явлениях, их свойствах и т.д.); появляются и закрепляются морально-этические понятия о добре и зле. 

Интересны задания для дошкольников 3, 4, 5, 6 летhttps://childdevelop.ru/worksheets/tag-detsad/.

Автор – Оверченко Алина, канд. психол. наук, практический психолог.

СаратовБизнесКонсалтинг - новости, авто, недвижимость, работа, веб-камеры, объявления
Яндекс цитирования
Реклама  |   Статистика  |   Исследование аудитории  |   Контакты  |   RSS

ИА "СаратовБизнесКонсалтинг"
Мнение авторов публикаций необязательно отражает позицию редакции.
Использование материалов сайта возможно с разрешения редакции.

Замечания и предложения направляйте по адресу
Copyright © 1999 — 2024 ООО "СаратовБизнесКонсалтинг"

создание сайтов в саратове Создание сайтов в Саратове
По вопросам разработки и продвижения сайтов обращайтесь по тел. +7 (8452) 26-03-43

По данным Яндекс.Метрика за последние 30 дней нас посетило
2 860 724 посетителя