Регулирование шведского рынка кредитования

1 июля 2019 года ознаменовалось для Швеции введением Общих правил Шведского агентства по потребительским кредитам. Первопричиной изменений послужил рост рынка кредитования и вытекающее из этого большое количество невыплат или просрочек по кредиту. Руководство страны пыталось побороть это еще с 2007 года.
До этого вводились перемены, связанные с сокращением стремительного роста потребительских займов, но направлены они были в основном на «быстрокредиты» или так называемые «смс-займы».
Быстрокредит – это самый быстрый и совсем несложный способ, который позволяет получить деньги в долг даже на расстоянии. До 2008 года деньги можно было получить всего за 15 минут, потом – на следующий день после оформления. Подписью в таком виде займа служит смс с паролем от банка при одобрении.
То, что «быстрокредит» легко оформляется и доступен практически каждому, повлияло на увеличение количества займов людям, которые их не выплачивают или задерживают платежи. По данным сайта smalan-norge.com в 2008 году число невыплаченных или просроченных кредитов составляло примерно 35,8 тисяч. До 2015 года эта цифра выросла до 65 тисяч, то есть почти в два раза.
Все это, а также опыт других скандинавских стран, в частности Норвегии, в сфере новых более жестких правил кредитования, повлияло на введение подобных изменений и в Швеции.
Изменения законодательства в сфере потребительских кредитов
Итак, ужесточенные меры выдачи займов были приняты в 2019 году и их основные пункты таковы:
-
Самый главный пункт – это обязательная проверка кредитоспособности потенциального клиента. При невыполнении его компании грозит штраф – 10 миллионов шведских крон.
-
Реклама получения ссуды должна быть максимально нейтральной, правдивой и не должна включать в себя «нахваливание» кредитного продукта, в идеале это должно быть просто перечисление правил.
-
При рассылке индивидуальной нельзя упоминать неправдивые факты о том, что займ уже одобрен банком или что кредитоспособность проверена.
-
Проводить акции, розыгрыши и придумывать программы лояльности для поощрения оформления займа тоже запрещено.
-
Заявка на сайте должна заполняться в форме нейтрального цвета, без вычурности.
-
Вся важная информация по поводу кредитной ставки, санкций при неуплате и других важных аспектах по займу обязана быть выделена видным шрифтом и цветом, местами подчеркнута. Нельзя делать популярных раньше сносок маленьким шрифтом, чтобы скрыть что-то важное от клиента.
-
Условия оформления и получения ссуды должны быть равнозначны размеру суммы и характеру кредита, то есть небольшой кредит не надо разбивать на огромный срок, чтобы клиент не переплачивал.
Первые итоги нововведений
Пока что спад рынка не наблюдается, связано это в первую очередь с пандемией, которая внесла коррективы в экономику страны. По данным компании Smalan-Norge в июне 2020 года объем кредитов составил больше 1500 млрд. шведских крон, в июле еще на 3315 млн. больше.
Детальнее о новых правилах выдачи кредитов в Норвегии, а также о первых результатах их введения читайте на Primpress.ru.