Плюсы и минусы аренды офиса по сравнению с покупкой: особенности, условия
Офис сегодня – это не только визитная карточка компании и рабочая среда для персонала. Также это и важная часть расходов бюджета, требующая к себе рационального подхода – особенно в современных, быстро меняющихся рыночных условиях. Что выгоднее: купить или же арендовать офис? И тот и другой вариант имеют свои преимущества и недостатки.
Плюсы и минусы аренды
Аренда коммерческого помещения не требует больших вложений: после внесения первой месячной оплаты уже можно начинать работать. Также к числу ее достоинств относятся:
- гибкость – офис можно подобрать в том месте, где это будет максимально выгодно для целей компании, с наилучшей инфраструктурой, нужным числом комнат (например, офис класса А, Москва) и т.д.
- вопрос обслуживания помещения – оно перекладывается на арендодателя, и большинством ремонтных работ также будет заниматься именно он;
- отсутствие этой недвижимости на балансе фирмы – нет дополнительных налогов, частых проверок контролирующих органов, расходов на усовершенствование и др.
Кроме того, арендованный офис в любой момент можно сменить без ущерба для бизнеса.
Однако недостатки тоже имеются:
- деньги по оплате аренды не останутся вложением – они никак не компенсируются;
- структуру помещения не получится значительно изменить – это чужое имущество;
- отсутствие стабильности – арендодатель может неожиданно поднять цену аренды, решить продать офис или сдать его своему знакомому и т.п.
Таким образом, аренда офиса – это выбор для небольшого бизнес-проекта при отсутствии стартового капитала и с высокой рентабельностью, чтобы на ее оплату шла часть доходов.
Плюсы и минусы покупки
Приобретенное офисное помещение – это актив в виде нежилой недвижимости, который в любое время можно продать, сдать в аренду и оставить залогом, то есть получить выгоду.
Также в числе преимуществ покупки офиса:
- возможность вносить в помещение любые коррективы;
- построение имиджа надежного партнера с постоянным и известным адресом;
- определенная финансовая стабильность – бюджет без меняющейся арендной платы планируется гораздо проще.
Также в многолетней перспективе покупка нежилого помещения гораздо выгоднее, чем его аренда. За это время цена офиса поднимется, что при продаже даст прирост капиталов.
Но минусы тоже существуют:
- необходимость вложить большую часть средств или взять крупный кредит;
- единоличная ответственность за состояние объекта – если в нем обнаружатся дефекты или случится форс-мажор, расходы понесет именно владелец;
- постоянные расходы на ремонт, обслуживание пространства: уборка, снабжение расходными материалами, периодический ремонт, поддержка функциональности инженерных коммуникаций и т.д.
Собственный офис делает бизнес менее гибким: нельзя быстро сменить локации, что может быть очень важно при простое или сокращении штата. Поэтому покупка офиса – это обычно выбор крупного бизнеса, нацеленного на продолжительное развитие.
Как принять решение
Чтобы выбрать между арендой или покупкой офиса, стоит обозначить несколько пунктов:
- тип деятельности – насколько долгосрочными являются планы по развитию дела;
- начальный бюджет – есть ли достаточные для инвестиции в недвижимость суммы;
- планы по репутации компании – нужен ли будет ей постоянный, узнаваемый адрес;
- формат работы сотрудников – подразумевает ли он стационарные рабочие места;
- состояние рынка нежилой недвижимости в данный момент – ставки, цены, тарифы.
Еще стоит обратить внимание на конкурентов – что выбрали они: купить или снять офис. При этом важно, чтобы в выбранной для аренды либо покупки локации конкурентов было как можно меньше. В некоторых видах бизнеса основной упор делается на расположение офиса – это высокая проходимость, транспортная доступность, имиджевая составляющая и др. Но в ряде сфер гораздо важнее организовать комфортное пространство сотрудникам.
Следовательно, самым верным подходом при выборе между арендой и покупкой является «подгонка» каждого варианта под конкретные обстоятельства фирмы в данный момент. Это позволит сэкономить бюджет, создать эффективное рабочее пространство и избежать многих ошибок, а значит, обеспечить компании оптимальные условия для развития.