Выбор редакции
Комментарии
Новость

Досудебное урегулирование налоговых споров – эффективный и оперативный способ их разрешения

24.12.2012
Межрайонная ИФНС России N 8 по Саратовской области Об организации

Система досудебного урегулирования налоговых споров, существующая с 2006г. одно из приоритетных направлений государственной политики, направленной на сокращение числа споров с участием налоговых органов в арбитражных судах, снижении конфликтности в отношении добросовестных налогоплательщиков.

Рассмотрение налоговых споров осуществляется на двух основных стадиях досудебного урегулирования:

- при рассмотрении возражений (разногласий) налогоплательщиков на стадии рассмотрения материалов проверки (с момента вручения акта по результатам проведенных мероприятий налогового контроля до вынесения решения);

- при рассмотрении заявлений и жалоб налогоплательщиков на действия (бездействие) налоговых органов (должностных лиц), а также на ведомственные акты ненормативного характера.

С 1 января 2009 существует обязательное досудебное обжалование решений налоговых органов, вынесенных по результатам налоговых проверок в вышестоящих органах с возможностью последующего судебного контроля.

Административный порядок обжалования актов налоговых органов, рассмотрения жалобы и принятия решения по ней регламентировано гл. 19-20 Налогового кодекса РФ.

В настоящее время НК РФ предусмотрено две процедуры административного обжалования указанных видов решений налогового органа в вышестоящем налоговом органе:

- апелляционный порядок обжалования;

- общий порядок обжалования.

Пункт 2 ст. 139 НК РФ предусматривает:

- апелляционная жалоба на решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения, т. е. в течение 10 рабочих дней со дня вручения такого решения налогоплательщику или его представителю;

-жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения;

- жалоба на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено НК РФ, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Досудебное урегулирование налоговых споров имеет ряд преимуществ по сравнению с обращением в суд:

1.рассмотрение возражений (разногласий) на стадии рассмотрения материалов проверки до вынесения решения;

2. подача апелляционной жалобы автоматически откладывает срок исполнения обжалуемого решения налогового органа;

3. налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу и имеющий достаточные основания полагать, что обжалуемые акты или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых актов или действия;

4. жалобы рассматриваются вышестоящими налоговыми органами намного быстрее, чем при проведении судебной процедуры. Рассмотрение жалобы в административном порядке осуществляется в течение одного месяца со дня ее получения и о принятом решении сообщается в течение трех дней со дня его принятия. Срок рассмотрения дела в судебных инстанциях составляет три месяца со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу;

5. рассмотрение жалобы в административном порядке осуществляется бесплатно, а по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, уплачивается государственная пошлина;

6. улучшение качества администрирования налогоплательщиков, обеспечение единого подхода при проведении контрольных мероприятий, рассмотрении материалов налоговых проверок ведет к сокращению немотивированных налоговых споров.

Итоги работы налоговых органов по досудебному урегулированию налоговых споров свидетельствуют о том, что все большее количество заявителей отдают предпочтение досудебной процедуре урегулирования налогового спора.

Урегулирование налоговых споров в досудебном порядке – это выбор современных и грамотных налогоплательщиков.

Информация предоставлена: Межрайонная ИФНС России N 8 по Саратовской области
Другие новости от Межрайонная ИФНС России N 8 по Саратовской области
Нашли ошибку
x